clock close logo-tool settings phone back back-big info next next-big ok search2 arrow-up autoglass basket batteries bus cat-original delivery dollar el-equipment maintenance-services oils order return-purchase search steering-wheel tecdoc wheels arrow-down social-network-facebook social-network-vk social-network-ok social-network-instagram

Исследование надежности тормозных систем городских автобусов Лиаз-677

Выявление численных значений показателей надежности тормозных систем в настоящее время возможно путем полигонных, стендовых и эксплуатационных испытании. Эти три метода имеют самостоятельные значения и дополняют друг друга.

Стендовые испытания проводятся с целью получения информации о надежности тормозов, а также выявления эффективности действия в короткий срок. При стендовых испытаниях в основном дается предварительная оценка эффективности проведенных конструкторских и технологических мероприятий, направленных на повышение показателей надежности системы.

Преимуществом стендовых испытаний является сокращение времени испытаний, стоимости и повышение идентичности результатов. Эти испытания проводятся при форсированных режимах работы элементов всех систем автомобиля.

Эксплуатационные испытания тормозных систем дают наиболее достоверные результаты о надежности элементов, полное представление функционирования системы в целом. Кроме того, такой вид испытаний учитывает весь комплекс факторов, влияющих на работу системы, а кроме этого на эксплуатационных испытаниях находятся, как правило, достаточное количество автомобилей, что позволяет получить наиболее достоверные результаты.

Эксплуатационный метод испытания надежности тормозных систем городских автобусов Лиаз-677

Исследование надежности тормозных систем городских автобусов Лиаз-677. Изображение номер 1

В данном исследовании использован метод завершенных испытаний типа [NUN], позволяющий получить наиболее точные и достоверные результаты. Система автомобиля с пневматическим приводом состоит из разнообразных узлов элементов, разнесенных по всему автомобилю. Имея различные назначения и функции, эти элементы и узлы создают единую систему, предназначенную для обеспечения основного требования, предъявляемого системе - торможение автомобиля с сохранением нормативных параметров этого процесса.

При оценке надежности тормозной системы, она условно разделена на функциональную и элементную надежностные схемы. Общее количество деталей основной тормозной системы автобуса Лиаз - 677, включая и пневматический привод, составляет около 620 деталей 346 наименований, без нормализованных деталей.

Однако, как известно, количество деталей, характеризующихся недостаточной надежностью, намного меньше общего количества деталей всей тормозной системы. С точки зрения совершенствования конструкции и методов ее технической эксплуатации необходимо выявить меньшинство деталей, т.е. деталей, имеющих наибольшую отказность и требующие наибольших трудовых и материальных затрат для восстановления.

Для выявления таких деталей, т.е. деталей, лимитирующих надежность и долговечность, требуется анализ всех отказов и замен за период наблюдения. Для удобства анализа последние, группируются по узлам и механизмам систем с учетом уровня разборки.

Анализ показывает, что не все детали лимитируют надежность по показателям безотказности и стоимости. Характерными причинами отказов являлись износы, расслоения и обрывы, изменения физико-химических свойств материала под влиянием циклических нагрузок и окружающей среды.

Наибольшее количество отказов - 66-80% приходится на резино-технические изделия (сальники, манжеты, диафрагмы, уплотнения и др.).

В процессе исследования кроме отказов деталей н узлов, выявлялись отказы, вызванные разрегулировками и приводящие к неисправности системы. В связи с изменением регулируемых параметров (зазор между накладками и барабанами - ход штока тормозных камер, ход клапана тормозного крана, свободный ход педали тормоза, натяжения ремня компрессора и др.), ухудшается эффективность торможения, увеличивается тормозной путь.

Основная доля отказов - 85-90% по причине разрегулировок (функциональная надежностная схема) приходится на зазор между накладками и барабанами из-за износа этих элементов.

Анализ всех отказов и обработка статистической информации позволяет выявить детали критические по безотказности. Данный материал послужил основой для разработки карты надежности тормозной системы Лиаз - 677.

Карта надежности является необходимым и достаточным материалом для решения многих задач, например, определение относительной периодичности технического обслуживания, планирование расхода запасных частей, решения задач резервирования, введения дополнительной избыточности и других.

Материалы эксплуатационных испытаний позволили выявить уровень надежности n тормозной системы, характеризующий соотношение затрат в сфере производства и эксплуатации. По механическим изделиям он составляет 1,53, что несколько выше общего уровня надежности автомобиля. Однако недостаточная долговечность резино-технических изделий снижает уровень до 1,12. На эти детали приходится около 65% отказов систем, из них 18-20% на детали, создающие аварийную ситуацию и в частности на тормозные диафрагмы.

В результате проведенных исследований собран и обработан достаточный, с точки зрения репрезентативности, статистический материал, в результате чего выявлены основные характеристики безотказности, долговечности и ремонтопригодности тормозной системы автобусов Лиаз-677, что является основой для нормального функционирования АСУ автобусных предприятии, в списочном составе которых имеются автобусы данной модели.